14 марта 2024 г. в музее проведена интерактивная программа по профориентации «Музейные профессии». На мероприятии присутствовали ученики 7 класса школы № 3.
14 марта 2024 г. в музее проведена интерактивная программа по профориентации «Музейные профессии». На мероприятии присутствовали ученики 7 класса школы № 3.
I. Общие положения
1.1. Настоящий Кодекс профессиональной этики работников муниципального казенного учреждения культуры «Амурский городской краеведческий музей» (далее – Кодекс) представляет собой свод основных базовых ценностей, норм и принципов, связанных с реализацией работниками учреждения (далее – работник) основных направлений государственной политики в сфере деятельности музеев, охраны культурного и природного наследия при исполнении профессиональных обязанностей.
1.2. Правовую основу Кодекса составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, действующие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти, Кодекс музейной этики ИКОМ.
1.3. Целью настоящего Кодекса является установление правил служебного поведения работника для осуществления профессиональной деятельности.
1.4. Положения настоящего Кодекса обязательны для работников и являются составной частью профессиональных стандартов работников муниципального казенного учреждения культуры «Амурский городской краеведческий музей» (далее – Музей).
II. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
2.1. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:
- профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу;
- кодекс профессиональной этики – это свод норм надлежащего поведения для работников Музея;
- материальная выгода – приобретение, которое может быть получено работником, его близкими родственниками в результате использования или превышения должностных полномочий, а также незаконных действий в интересах третьих лиц с целью получения от них вознаграждения и которое можно определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
- личная выгода – заинтересованность работника, его близких родственников в получении нематериальных благ и нематериальных преимуществ, которая может выражаться в достижении очевидных личных целей;
- конфликт интересов – ситуация, при которой возникает противоречие между заинтересованностью работника в получении материальной или личной выгоды и правами, и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, что может повлиять на надлежащее исполнение работником должностных обязанностей;
- коррупция – злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, получение взятки либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, отдельных граждан в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
- конфиденциальная информация – документированная информация на любом носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая стала известна работнику в связи с исполнением должностных обязанностей.
III. Основные принципы профессиональной этики работников
3.1. Деятельность работника основывается на следующих принципах профессиональной этики:
- законность;
- приоритет прав и интересов граждан;
- профессионализм;
- добросовестность;
- конфиденциальность;
- информационная открытость;
- эффективный внутренний контроль;
- справедливость.
IV. Основные этические ценности работника
4.1.Основными ценностями для работника при осуществлении им должностных обязанностей, являются человек и общество, развитие и самореализация личности, сохранение национальной самобытности народов, обеспечение целостности и сохранности музейных предметов, переданных на хранение.
4.2. Работник:
- способствует сохранению, развитию, распространению культурного наследия и популяризации природного наследия;
- признает ценность каждого человека и его право на приобщение к культурным и природным ценностям, на доступ к музейным фондам;
- содействует поощрению деятельности граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием,
ремеслами;
- способствует созданию условий для эстетического воспитания в области деятельности Музея;
- обеспечивает хранение, комплектование, учет музейного фонда;
- учитывает индивидуальность, интересы и культурные потребности граждан.
4.3. Профессиональные ценности работника включают:
- создание условий и обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам Музея;
- инновационную и исследовательскую деятельность;
- профессиональную и коммуникативную компетентность;
- соответствие высокому статусу работника музея, основанному на профессиональных знаниях и этическом поведении;
- обеспечение сохранности и документирования коллекций, находящихся в его ведении;
- обеспечение сохранности объектов историко-культурного и природного наследия и их популяризация;
- четкое руководство действующим федеральным законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия.
4.4. В профессиональные ценности работника также входят:
- ценности этической ответственности перед профессией – отстаивание и защита достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии культурной деятельности;
- ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности работника, достижение профессионализма в деятельности.
V. Общие правила поведения во время исполнения работником должностных обязанностей
5.1. Работник обязан придерживаться следующих правил поведения при исполнении должностных обязанностей:
- добросовестно и на высоком профессиональном уровне исполнять должностные обязанности, соблюдая требования действующего законодательства в целях обеспечения эффективной работы Музея и реализации возложенных на него задач;
- соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей;
- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
- исключать действия, связанные с возможностью приобретения материальной или личной выгоды, влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) или иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- быть корректным, внимательным, доброжелательным и вежливым;
- проявлять уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей;
- создавать условия для развития добросовестной конкурентной среды и обеспечивать объективность и прозрачность при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
- не допускать поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Музея;
- придерживаться правил делового поведения;
- поддерживать порядок на рабочем месте.
5.2. Работник не имеет права:
- злоупотреблять должностными полномочиями, склонять кого-либо к правонарушениям, в том числе имеющим коррупционную направленность;
- во время исполнения должностных обязанностей вести себя вызывающе по отношению к окружающим, проявлять негативные эмоции, использовать слова и выражения, не допускаемые деловым этикетом.
5.3. В служебном поведении работник воздерживается от:
- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
- грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
- курения.
VI. Обращение со служебной информацией
6.1. С учетом основных положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" в отношении доступа к конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении Музея, работник обязан обрабатывать и передавать информацию только при соблюдении норм и требований, предусмотренных действующим законодательством.
6.2. Работник, при наличии у него права доступа к конфиденциальной информации, обязан принимать меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, которая ему стала известна и за которую он несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6.3. Работник не имеет права использовать не по назначению информацию, которую он может получить во время исполнения должностных обязанностей или в связи с ними.
VII. Обращение с вверенными финансовыми средствами, материально-техническими и иными ресурсами
7.1. Осуществляя должностные полномочия, работник должен эффективно и экономно управлять вверенными ему финансовыми средствами, имуществом, материально-техническими и иными ресурсами, которые не могут им использоваться для личных целей.
7.2. Исходя из необходимости строгого соблюдения требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и в целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, работникам запрещается:
- при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, вступать в какие-либо переговоры с потенциальными участниками размещения заказов;
- создавать какими-либо действиями преимущественные условия для определенного круга участников размещения заказов;
- использовать должностное положение вопреки законным интересам Музея в целях получения материальной или личной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
VIII. Конфликт интересов
8.1. В целях недопущения возникновения конфликта интересов в Музее работник обязан:
- воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к конфликту интересов;
- действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать правила и процедуры, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Кодексом;
- доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любом возможном конфликте интересов.
8.2. В случае если непосредственный руководитель должным образом не отреагировал на полученную от работника информацию, работнику следует обратиться к вышестоящему руководителю, который имеет право инициировать или провести проверку поступившей информации.
IX. Внешний вид работника
9.1. Внешний вид работника при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
X. Ответственность работника
10.1. Анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики, предусмотренных настоящим Кодексом, являются обязательными при назначении на вышестоящую должность, рассмотрении вопросов поощрения и награждения, а также наложения дисциплинарного взыскания.
XI. Заключительные положения
11.1. Каждый сотрудник Музея (в том числе вновь принимаемый) должен быть ознакомлен с настоящим Кодексом под роспись.
11.2. Каждый сотрудник Музея должен стремиться следовать положениям настоящего Кодекса.
11.3. Соблюдение сотрудником норм Кодекса учитывается при оценке результатов эффективности деятельности сотрудника Музея.
11.4. Нарушение положений Кодекса со стороны сотрудника Музея влечет за собой морально-этическую ответственность перед другими сотрудниками. В случае конфликта интересов сотрудника и Музея в целом, интересы учреждения носят приоритетный характер.
Однажды, в 1997-1999 учебных годах мне довелось поработать в нашей старенькой амурской средней школе №4. Директором школы в то время был Валерий Исаевич Павлик - человек новый среди учительства. Уговорил вести уроки истории в старших классах сначала полгода, а потом я ещё на год задержалась. Как историк, увлеченный историей родных мест, директор развернул активную краеведческую деятельность в своей школе. Краеведческие кружки, участие учащихся в олимпиадах, городские семинары для учителей и школьных библиотекарей по формам краеведческой работы,- всё это было действительно увлекательно. Тогда набирало силы общественное экологическое движение, в городе было создано краеведческое общество «Ядасян». Валерий Исаевич активно участвовал в семинарах этого общества народных экологов, один из интереснейших семинаров был проведён и в 4-ой школе.