Официальный портал администрации городского поселения "Город Амурск" www.amursk.ru

Лапти – один из самых древних видов обуви. Самые давние упоминания о плетеной обуви, датируемые концом Х века, можно найти в «Повести временных лет». История появления лаптей связана с экономическим состоянием, которое вынуждало людей использовать подручные средства для изготовления обуви.       

Широкое распространение лапти на Руси получили в связи с обнищанием крестьянства, крайней бедностью. Даже самые зажиточные жители села не могли позволить себе кожаные сапоги.

Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

 Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называли плетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса – волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму. Если русские лапти плели разными для правой и левой ноги, то у народов мордвы, татар, чувашей лапти плелись одинаково, не различаясь по ногам, такие лапти были более практичными, когда изнашивался, рвался один лапоть, другой можно было не выбрасывать и заменить изношенный лапоть любым другим. В весеннюю и осеннюю распутицу к лаптям, особенно детским, лыками и ремнями из сыромятной кожи прикрепляли колодки из дерева, высотой 3 - 4см., иногда и выше; внутрь лаптей вставляли берестяную стельку. Колодки были сплошные, цельные или составные, из двух частей: одна часть привязывала к передней части стопы, другая – к пятке. В дождливую погоду иногда под лапти обували кожаные мягкие сапоги «бахилы» или «поршни». Для дома плели лапти без обор, они были несколько выше (глубже), изготавливали их из липового лыка, иногда из бересты, и назывались они «ступни» (пошмак ката). Носили ступни нередко на босу ногу, оставляли их у порога, чтобы быстро надеть для работы по хозяйству, особенно весной или осенью, когда на дворе грязь, а лапти с портянками, онучами и оборами надевать долго и хлопотно. Ступни надевали и на сенокос, чтобы не наколоти ноги там, где трава была только что скошена. 

В некоторых районах встречались плетёные из лыка сапоги (кумыж кем; кымыж кем). Они были выше лодыжки, применялись для хождения в лес и по болоту, для этих целей они были более удобны, чем лапти и защищали ноги гораздо лучше, их считали более не промокаемыми.

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Начинали учить плести лапти с самого раннего детства. До сих пор считается, что науку может усвоить только безгрешный младенец. Обучение в старшем возрасте приведет к тому, что лапти будут «жидкими», то есть сплетенными неплотно. Считалось, что после того как будет сплетен первый лапоть, его надо сжечь, а пепел развести в воде и выпить закрепив, таким образом, знание

Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).

Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. Лапти стали своего рода символом беднейшей части населения. Но иногда не гнушались ходить в лаптях и состоятельные люди, есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

С лаптями в деревне было связано много различных поверий. Прежде всего, существовал запрет дотрагиваться до инструмента мужчины женщинам. Считалось, если женщина прикоснется к кочедыку, принадлежащему мужчине, инструмент обязательно причинит вред женщине или мастеру, никто кроме мастера не должен дотрагиваться до инструмента. Колодка — значительно более безопасная вещь. Она представляет угрозу только в том случае, если в семье мастера есть незамужние девушки. Принято считать, что старый лапоть, подвешенный в курятнике, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц; что корова, окуренная после отёла из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть, с уложенной в него травой мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку вызовет дождь. Домового в виде пепла и уголька в старину торжественно перевозили в лапте из старого жилища в новое.

Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий. Если молодуху кто-нибудь из старших членов семьи видел без обуви, то в этом случае она платила своеобразный штраф - деньги или платок, рубаху, головной убор, якобы босым хождением она могла навлечь неурожай, засуху, болезни.

Интересный факт: Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бóльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

Сегодня лапти как повседневную обувь, конечно, не плетут, но они всё так же популярны. Миниатюрные предметы обуви часто вешаются в доме или на даче, выполняя функцию оберега. Символизируют путешествие по жизни без чувства усталости, легкую дорогу. Это связано с тем, что наши предки, отправляясь в путь, брали с собой несколько пар этой обуви. По преданиям, в лаптях живет домовой, поэтому сувенир станет пожеланием здоровья и долголетия. Он оберегает семейные ценности, защищает домочадцев от сглаза, злых сил. Национальные костюмы, яркие краски, старинная обувь – все это привлекает внимание современного человека, позволяет ему сблизиться со своими корнями, почувствовать самобытность и глубину русской души.