Весной, как только открылась навигация, директор со своими кружковцами засобирался на воскресенье в однодневный археологический поход в село Вознесенское. Звали меня, но я засомневалась: что можно найти за день, да ещё в том месте, где после экспедиции 1964 г. самого А. П. Окладникова ещё 30 лет рыли и копали местные жители, туристы и все, кому не лень? Однако, к моему удивлению, в понедельник участники экспедиции гордо представляли свои археологические находки: фрагменты древних керамических сосудов, металлические наконечники стрел и ядро, а также  множество каменных орудий труда. Уж не сам ли директор зарыл когда-то в тайном месте этот клад, куда потом привёл любопытных пацанов?! Валерий Исаевич только смеялся в ответ. Он был родом из этих мест, детство прошло в нанайском селе Усть-Гур, и он ещё мальчишкой заинтересовался происхождением старинных предметов, которые часто встречались в песке, в подмытом водой обрывистом берегу. Ну а теперь, став профессиональным историком и археологом, Валерий Павлик безошибочно вёл своих юных последователей на место древнейшего поселения. Он высказал предположение, что в районе Старого Станка у села Вознесенского им была обнаружена так называемая мастерская каменного века, где древний мастер изготовлял разнообразные каменные орудия труда. Вот поломанная каменная заготовка, вот отщепы, осторожно снятые мастером с камня, а вот и сам инструмент – тесло из твердой породы камня, тщательно отшлифованное в той части, где инструмент удобно было держать рукой. Именно здесь найдены многочисленные отбойники, отжимники, заготовки, отщепы, нуклеусы, скребловидные, долотовидные  и другие орудия труда первобытного человека.

Обучение юных археологов не заканчивалось походом. После каждой экспедиции ученики Валерия Исаевича корпели над описанием результатов похода. Как-то после уроков я заглянула в кабинет директора и увидела необычную картину: в «святая святых!» - директорском кабинете находилось с десяток учеников. Кто-то сдавал своему учителю невыученный урок по истории, другие «зарылись носами» в историческую карту. Большинство  ребят старательно зарисовывали лежащие перед ними археологические находки, измеряли, заносили размеры каждого предмета в отчетный журнал, описывали, где их нашли, обводили их карандашом, чтобы показать предмет с трёх сторон, как это положено в науке. И я тогда позавидовала этим ребятам в том, как им повезло с учителем истории!

Как-то услышала в учительской, как возмущалась одна учительница, что ей было стыдно за представленный директором на выставку отчет об организации школой летнего отдыха учащихся, состоящий якобы  из нескольких серых невзрачных книжонок. Через несколько дней я тоже увидела эту выставку в Управлении образования. В зале демонстрировались красочные стенды от каждой школы города, которые, казалось, отличались только количеством мелких цветных фотографий на них. От 4-ой школы на столе лежали три самодельные книги, напечатанные на машинке, листы из сероватой бумаги были скреплены мощным стиплером, обложки – из какой-то обёрточной бумаги. А внутри оказались те самые детские работы – графические зарисовки археологических находок и их научное описание, а также имена и фамилии учеников, выполнивших работу. Я в руках держала настоящее сокровище – Отчёты об участии школьников в летних краеведческих экспедициях на территории Амурского района, отчёты, подготовленные детьми под умелым руководством педагога – учёного!  

В. И. Павлик понимал, что административная рутина несовместима с исследовательской работой. Поэтому в 1998 г. он перешёл в муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Темп» и стал руководителем кружка краеведения, организовав при Центре научно-творческое юношеское объединение. Это стало началом его серьёзных научных исследований территории Приамурья, которые принесли интереснейшие находки и открытия. 

Вместе со своими юными краеведами Валерий Павлик ходил в экспедиции в поисках древних поселений. Порой в походах случались интересные открытия. Валерий Павлик собрал и обработал большой археологический и этнографический материал, о чем свидетельствует значительная коллекция археологических артефактов, переданная им в Амурский городской краеведческий музей. Это подъёмный археологический материал из с. Вознесенского, с. Ачан, с. Омми Амурского района. За три года работы в Центре его воспитанниками был создан музей макетов материальной культуры аборигенов Амура (по материалам Е. И. Деревянко, Ю. А. Сема и др.). Это были макеты жилищ древних людей, общественных зданий и военной техники периода средневековья, жилищ, хозяйственных построек и средств передвижения аборигенов дальневосточного края, объектов русского деревянного зодчества. 

Группа юных сподвижников Валерия Павлика вошла в состав регионального экологического объединения «Болонь – чистая вода», и вместе с другими участниками объединения из Амурска, Хабаровска, Бычихи совершили несколько экспедиций в район озера Болонь. Среди многочисленных групп экспедиций команда амурских   археологов Валерия Исаевича отличалась хорошей дисциплиной, джентльменскими манерами, готовностью всегда прийти на помощь младшим группам ребят, и, самое главное, результативностью своих вылазок в сопки, прибрежную зону озера. Во время экспедиций его учениками были обследованы сотни километров береговой линии, нанесены на карту точки будущих археологических разработок, изготовлены три десятка карт по истории Дальнего Востока, собраны десятки редких легенд и мифов. По результатам этой работы было подготовлено 26 методических разработок для учителей истории, студентов и старшеклассников по проблемам истории древнего и средневекового Амура.

Валерием Исаевичем была подготовлена программа работы с детьми в объединении, которая заняла первое место в конкурсе региональных программ в Хабаровском крае и отправлена на конкурс в Москву. Им была налажена научная связь с учеными-историками Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета, с сотрудниками Амурского городского краеведческого музея. С членами объединения он присутствовал при проведении раскопок в районе пос. Хумми Комсомольского района, проводимой под руководством кандидата исторических наук З. С. Лапшиной (г. Комсомольск-на-Амуре). Был расшифрован маршрут движения Онуфрия Степанова в административных рамках Амурского района, найдено древнее поселение Маи, а также этнокультурный памятник «шаманское святилище» в районе высоты Маглой (около 123 км от г. Амурска).  Разработана система и создан действующий макет передачи световой «тревожной» сигнализации аборигенов Амура в древности (в рамках административных границ Амурского района), основная часть версии проверена и подтверждена в ходе детско-юношеских экспедиций, реконструирован «костёр тревоги» и проверен на практике.

В. И. Павлик Являлся педагогом высшей категории, готовился на соискание степени кандидата наук. В 2002 году В. И. Павлику вручили губернаторскую премию в области государственной молодежной политики. После этого ему предложили работу в Комсомольском-на-Амуре государственном педагогическом университете. Он стал директором центра археологии, истории и этнографии при историческом факультете вуза, практически создав его с нуля. 

Но больше всего его занимало все, что связано с походом Хабарова. Со студентами он провел два сплава по Амуру, следуя путем землепроходца, по ходу маршрута останавливаясь для раскопок. Валерий надеялся найти ответ на вопрос, где же находился легендарный Ачанский городок, поставленный Хабаровым на Амуре? «Над книгой о Хабарове исследователь работал шесть лет. Провел сравнительный анализ всей литературы, которую смог разыскать, часами просиживал в архивах,- пишет Дмитрий Тюленин. - В результате, предупредив читателя о том, что не следует судить человека из другой исторической эпохи по современным законам, исследователь рисует его образ эмоционально и в то же время беспристрастно». 

Книга Валерия Исаевича Павлика, посвященная человеку, в чью честь были названы город и край - «Долгий путь на Амур. Ерофей Хабаров и его «войско», вышла в 2004 г. Выпустил книгу Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры.  Автору этого интересного исследования ученому и педагогу Валерию Павлику подержать в руках отпечатанный экземпляр своей книги уже не довелось. В декабре 2001 года у него остановилось сердце. Врачи говорят, что у него был очень изношенный организм: сказались годы службы в спецвойсках, где он работал до периода учительства. Выполняя свой служебный долг, офицер Валерий Исаевич Павлик получил звание майора, 12 правительственных и 4 иностранные награды.

Исследователи Дальнего Востока - это не только громкие имена, известные каждому Россиянину. Есть такие люди, которые малоизвестны, но всей своей жизнью, увлечением и жизненным подвигом делают и меняют историю своего района, всего Дальнего Востока. Таким и был педагог, краевед-исследователь, наш земляк Павлик Валерий Исаевич.