Елизавета Меркурьевна Бём (до брака – Эндаурова) родилась в 1843 году в Санкт-Петербурге. Ее детство прошло в ярославском семейном поместье Щипцы. 

Как-то так случайно получилась, что в руках у девочки вдруг оказался карандаш, да так там и остался. 

Когда Лизе исполнилось 14 лет, родители отдали её в обучение в одно из самых серьезных в то время художественных образовательных учреждений – питерскую Школу поощрения художников. Из Школы она вышла в 1864 году с золотой медалью и профессиональным владением кистью и карандашом. 

Елизавета буквально окунулась в творчество, благо, финансовое положение семьи позволяло это делать без оглядки на заработок. Вскоре сложилась и личная жизнь, в 1867 году Елизавета вышла замуж за талантливого скрипача, педагога Петербургской консерватории Людвига Бёма, с которым ей предстояло счастливо прожить всю жизнь и родить несколько детей.

Все творческое наследие Елизаветы Меркурьевны можно разделить на два этапа: силуэт и акварель. Елизавета Меркурьевна не писала большие картины, но её рисунки пользовались неизменной популярностью.  Чаще всего она рисовала сценки с детьми. С середины семидесятых годов стала работать и в технике литографируемого силуэта, который она собственно и создала и таким образом возродила искусство ситуэта в России. Всего Бём издала 14 альбомов, которые неоднократно переиздавались, в том числе и за границей. Даже в Америке её книги силуэтов выдержали несколько изданий.

В 1880-е годы Елизавета Меркурьевна стала сотрудничать с издательствами, как художник-иллюстратор. Её рисунки многие годы печатались в детских журналах «Игрушечка» и «Малютка». Публиковала она свои работы и в легендарном журнале "Нива". Круг её интересов был широк, она проиллюстрировала полтора десятка книг, в том числе произведения И. Тургенева, Л. Толстого, А. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, русские народные сказки, пословицы и поговорки.

Но особенно важной и желанной работой в жизни художницы стала «Азбука», состоящая из тридцати акварелей, иллюстриру¬ющих русский алфавит. Иллюстрации к Азбуке были настолько красочными, настолько красивыми, что стали одной из лучших работ этой замечательной русской художницы.

Елизавета Меркурьевна неоднократно участвовала в престижных российских и международных выставках (в Париже, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго) и не оставалась без призов, включая золотые медали. Первое свое международное «золото» она привезла из Парижа еще в 1870 году с выставки акварельных рисунков и миниатюр. А до этого было «серебро» из Брюсселя с международного состязания по технике акварели и силуэта. Любопытно, что призы ей доставались не только на художественных, но и на промышленных выставках, ведь она делала рисунки для изделий из хрусталя и стекла, расписывала фарфор.

С 1893 года Бём увлеклась изготовлением стеклянной посуды. Случилось это после поездки в Орловскую губернию на Мальцовские заводы, где директором хрустального завода был её брат Александр. Она делала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы: братины, стопы, чарки, ковши. Придумывала рисунки для эмалей. Уже в начале XX века появились подражатели ее стилю, многие ее композиции стали переносить на фарфоровую посуду, использовать в кустарном производстве, на деревянных тарелках, шкатулках, пасхальных яйцах. «Бёмовский стиль» распространился повсеместно.

Самую большую известность принесли Елизавете Бём открытки, которых она создала более трех сотен. Открытки пользовались невероятной популярностью на рубeже XIX-XX вв. Их можно было увидеть в коллекциях императорской семьи, в Третьяковской галерее и в шкатулках городских барышень.

На открытках можно встретить сюжеты к рассказам Л.Н. Толстого, рисованные истории из обычной жизни, где главные герои преимущественно маленькие очаровательные детки в русских национальных костюмах. Открытки сопровождались незамысловатыми надписями или же пословицами и поговорками. 

Так же Елизавета Бём создавала открытки и тематические, к различным праздникам, таким как Пасха, Новый год, Рождество, образы которых дошли до наших дней и активно переиздаются.

Елизавета Меркурьевна Бём продолжала плодотворно работать до самой смерти. Ей постоянно приходили заказы на оформление детских книг, ведь иллюстратор с большим усердием выводила непослушные завитушки на детских головках, а получившиеся образы выходили такими душевными. 

Елизаветы Бём не стало в 1914 году, но ее открытки продолжали переиздаваться десятилетиями.

В музейной коллекции «Печатная продукция» имеется карточка-открытка «Скучаю по тебе!» по мотивам художницы Елизаветы Меркурьевны Бём. Репринт издательства ООО «Даринчи», 2017